Новости и события
"Бессмертный полк" Кулундинского района
Великая Отечественная война все дальше. Все меньше остается среди нас свидетелей того страшного времени. Все меньше они могут поведать о нем. Но, к счастью, осталось немало их свидетельств, запечатленных на бумаге. Так, в музее школы №1 сохранились письма от участников Великой Отечественной войны, с которыми вели переписку ребята, входившие в группу «Поиск» при музее Боевой славы под руководством учителя русского языка и литературы Н. Быстровой. Школьники писали ветеранам с просьбой рассказать о войне, о самых впечатляющих моментах, оставшихся в памяти. Много лет прошло с тех пор, и сейчас, перечитывая письма, мы можем окунуться в прошлое и узнать то, что чувствовали люди во времена тяжелых испытаний. Ветераны, писавшие кулундинским ребятам, уже пополнили ряды «Бессмертного полка», но благодаря этим письмам они по-прежнему с нами. Дать связь любой ценой Константин Коновалов: «Здравствуйте, дорогие ребята! Получил ваше письмо. Очень вам благодарен, что вы понимаете и уважаете нас, воинов, которые боролись за вас, чтобы вам хорошо жилось на нашей земле. Вы пишете, чтобы я вам написал воспоминания о прошедшей войне. Вот один случай. Когда в 1942 году наша армия стала громить фашистов под Москвой, наш полк связи уже находился под Вязьмой. Мы дошли до Днепра. Все мосты были разрушены. А надо было связь перекинуть на ту сторону. Когда генерал спросил: «Кто может плыть в ледяной воде с катушкой телефонного провода в руках?», я вызвался первым. Надел катушку на плечо и ринулся в воду. Как было трудно, можете представить, но я выполнил задание. За эту операцию я получил медаль «За отвагу». Второй случай был под сильным пулемётным огнём и миномётным обстрелом. Я должен был дать связь на наблюдательный пункт на передовой. Задачу выполнил. Когда возвращался, фашисты на меня обрушили всю огневую мощь. Обошлось. Позже я был награждён орденом Красной Звезды. Правда, в этой операции я был контужен. Вблизи разорвался большой снаряд, меня засыпало землёй. Товарищи нашли и спасли меня. Но в госпитале я пролежал недолго, вернулся в строй. Так и дошёл до Берлина». |
Суждено остаться в живых
Люди и танки
«Сражались до последнего дыхания...»
«Проявляла храбрость и отвагу»
Мария Павловна Иванова добровольцем ушла на фронт в 1943 году и принимала участие в войне с Японией. Награждена орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией», а в ее боевой характеристике, написанной в сентябре 1945 года, есть такие строки: «… во время боевых действий проявляла храбрость и отвагу.» Родилась Мария Павловна в Воскресеновке. Закончила семилетку, поступила в славгородское педучилище. Спустя полгода началась война, и брат настоял на том, чтобы она пошла учиться на счетовода - в колхозе не хватало специалистов. Выучилась, и до 1943 года работала в колхозе «Степной хлебороб». Но её постоянно мучила мысль, что она может принести больше пользы на фронте. Вместе с двумя подругами пришла в военкомат и написала заявление с просьбой направить в действующую армию. Подругам отказали, а ее взяли. … Когда эшелон с новобранцами отправился на восток, многие разочарованно вздыхали. Им хотелось на запад, в пекло войны! А привезли на ст. Раздольное в Приморском крае. Сначала восстанавливали железнодорожные пути, а после принятия присяги молодое пополнение было направлено во Владивосток. Мария Павловна работала санитаркой в инфекционном отделении. Заботиться о больных ей нравилось, и в 1944 году закончила курсы медсестёр, получила звание сержанта медицинской службы. Её направили в 1-й батальон 411-го стрелкового полка 386-й стрелковой дивизии, который располагался в 15 км от корейской границы. В августе 1945-го началась война с Японией. «В первом же бою с японскими захватчиками погибли 24 солдата, два санинструктора. Боевые действия шли в основном ночами, многочисленные реки переходили вброд, очень уставали идти по гористой местности», - вспоминала Мария Павловна. 3 сентября 1945 г. Марию Павловну демобилизовали, но только в 1947 г. часть вывели во Владивосток. Здесь Мария Павловна вышла замуж, родила дочь. После войны вернулась в Кулунду, работала медсестрой. Затем несколько лет жила в Краснодарском крае, работала в детском санатории. Но тянуло домой, и она приехала обратно. Мария Павловна всегда была активной общественницей. С 1964 г. – член партии, избиралась председателем группы народного контроля, профкома, секретарём партийной организации. Всегда энергична, инициативна, она и с возрастом не теряла бодрости духа, стойкости и оптимизма. |
«Мы мечтали о боях»
Стрелок авиавооружения
Эта память священна
Время все дальше и дальше отодвигает от нас незабываемые годы Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается в живых участников священной для нашего народа войны, тех, кто с оружием в руках встал на защиту Отечества. Мы не должны забывать об их подвиге, героизме. Группа «Поиск» Много лет в средней школе № 1 при музее боевой славы работала в самых различных направлениях группа «Поиск». Ребята вместе со своим руководителем, учителем русского языка и литературы Н. Быстровой, собирали материалы о героической обороне Брестской крепости, узниках фашистских концлагерей, наших земляках – участниках Великой Отечественной войны. Тех, кто не вернулся с полей сражений, умер в госпиталях от тяжелых ранений и тех, кто вернулся домой с победой. Одной из участниц группы «Поиск» была в те годы М. Слепухина. – В этой школе я училась в 9-10 классах, с 1976 по 1978 год, – рассказывает она. – Нина Яковлевна Быстрова преподавала у нас русский язык и литературу. Она практически сразу познакомила нас с большим, красивым музеем Брестской крепости, который работал тогда на третьем этаже школы. Тогда же ребятам, которые проявляли на уроках филологические способности, Нина Яковлевна предложила стать участниками группы «Поиск». Вместе со мной работали Г. Рымарь (Ефименко), Т. Воронина (Клочкова), С. Малышева (Переверзева), В. Вороницкий, А. Винс и другие. Оказалось, Нина Яковлевна ранее побывала в Брестской крепости и многих других городах-героях, познакомилась с участниками войны, очевидцами, с родственниками погибших и оставшихся в живых бойцов, обменялась с ними адресами. Нашей же задачей была переписка с ними и подготовка материалов для музея. Этим мы и занимались после уроков. Писали письма в виде сочинения, вкладывая личные эмоции, впечатления, переживания. И получали в ответ обстоятельные, большие письма. Люди писали о себе, о своей жизни, о городе, в котором жили. Эти письма, как пример для подражания, мы зачитывали другим ребятам на уроках и классных часах. Конечно, иногда мы уставали от этой работы, всё-таки были детьми, но чувство ответственности брало верх, и постепенно с теми людьми, с которыми переписывались, установилась практически родственная связь, обрывать её не хотелось. Кроме того, работа в этой группе приносила большую пользу. Во-первых, архив музея пополнялся интересными материалами. Нина Яковлевна одна не смогла бы справиться с таким объёмом работы. Мы помогали ей и чувствовали свою значимость. Во-вторых, мы общались с людьми, развивали эпистолярный жанр, учились выражать свои мысли. Всё это было очень интересно, познавательно. Как нас настраивала на работу педагог? Убеждала, что этот опыт пригодится нам в дальнейшей жизни, что, кем бы мы ни стали, будем людьми с активной жизненной позицией. Сейчас можно уверенно сказать, что так и получилось. |