С 1 января 2016г. вступают изменения, введенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 485-ФЗ касающиеся Лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и требований, предъявляемых к данным видам деятельности.
Нужно отметить тот факт, что транспортирование отходов теперь тоже подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Постановлением правительства РФ от 03.10.2015г. №1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности вместе с перечнем работ, относящихся к данным видам деятельности. Куда входят и такие виды деятельности как сбор отходов I - IV класса и транспортирование отходов I - IV класса. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об отходах производства и потребления", под обращением с отходами стоит понимать - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, являются: - для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, наличие у соискателя лицензии необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; - для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (необходимо санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, оборудования и транспортных средств); - для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, наличие у соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Правилами, устанавливающими требования в отношении сбора и транспортирования, обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО). Данные правила утверждаемые Постановлением правительства определяют порядок заключения договоров в сфере обращения с ТКО и определяют существенные условия таких договоров. Нужно отметить тот факт, что отходы коммунальные твердые и жидкие, включены в Федеральный классификационным каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. N 445) и относятся к отходам I-IV класса опасности. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо также не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность. Ст. 16. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об отходах производства и потребления" устанавливаются требования к транспортированию отходов (всех отходов не только I - IV класса опасности). 1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования. 2. Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ст. 19. устанавливается учет и отчетность в области обращения с отходами. 1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Нарушение вышеперечисленных требований образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Административный штраф: для должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей; индивидуальных предпринимателей от 30 000 до 50 000 рублей; юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. А.А. Кроневальд, государственный инспектор Алтайского края в области охраны окружающей среды.
|