В Кулундинской межпоселенческой библиотеке прошел семинар по повышению финансовой грамотности. Провели его гости района – А. Краснослободцев, директор Алтайского бизнес-инкубатора, координатор программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения» в Алтайском крае, а также И. Черепанова, руководитель краевого центра поддержки предпринимательства.
Основные темы семинара - бережное потребление, грамотное использование средств и приобщение детей к финансовым вопросам. И. Величко, руководитель Кулундинского дополнительного офиса Сбербанка, рассказала собравшимся о кредитовании без ошибок и правильном использовании кредитных карт, а старший специалист отдела ПФР в Кулундинском районе Т. Иванова – об электронных сервисах Пенсионного фонда России.
Ирина Черепанова: - «Повышение уровня финансовой грамотности населения» - федеральная программа. Алтайский край является пилотным регионом в ее реализации. В Барнауле специалисты информационно-консультационного центра поддержки предпринимательства регулярно проводят занятия с населением. А для выездных семинаров в районах края нами организован так называемый «поезд финансовой грамотности». Конечно, основной категорией граждан, посещающих семинары, являются предприниматели (им интересны вопросы финансового планирования малого бизнеса, кредитования, страхования, инвестиций и рисков и т.д.). Однако программа включает в себя множество блоков, поэтому немало интересного из семинаров могут почерпнуть для себя люди практически всех возрастов и категорий: школьники, студенты и пенсионеры. Мы не говорим о том, что надо экономить. Мы рассказываем, объясняем, как это делать на практике. Для детей занятия проводятся в игровой форме. И чем дольше мы проводим эту работу, тем больше замечаем, что у людей появляется понимание необходимости изучения финансовых вопросов, составления плана, ведения статей доходов и расходов, вырабатывается внимательное отношение к семейному бюджету. Почему это важно? Россия сейчас очень закредитованная страна. А в связи с непростым финансовым состоянием граждан учащаются невыплаты по кредитам, рост задолженностей и т.д. При этом большинство проблем возникает, в первую очередь, по причине необдуманности трат. Поэтому вопрос финансовой грамотности сейчас очень актуален. А. Краснослободцев свое выступление на семинаре выстроил таким образом, что все собравшиеся в зале рассуждали вместе с ним, приводили примеры из жизни, в живой продуктивной беседе находили ответы на важные вопросы.
Почему необходимо вести семейный бюджет?
- Всегда ли мы точно знаем сколько денег тратим за месяц? Уверен, что нет. Тем более, если уровень доходов колеблется. По какой причине это происходит? Наша память не может хранить в себе большое количество цифр. Она держит впечатления. То есть траты, приносящие удовольствие (долгожданная покупка, отдых), запомнятся, а рядовые ежемесячные траты – нет. Сколько недавних расходов на транспорт, ЖКХ вы можете вспомнить? Соответственно, для того чтобы грамотно следить за расходами, одних впечатлений недостаточно. Нужно вести бюджет. Причем не только фиксировать траты, но и планировать их, чтобы удерживать баланс между доходами и расходами.
Как быть с непредвиденными расходами?
- Непредвиденные – не всегда значит необязательные расходы. Лечение или, к примеру, срочная покупка сапог ребенку иногда нельзя отложить. Для этого и нужны сбережения. А как же быть с так называемыми импульсными тратами? Они не всегда разумны и необходимы. Поэтому нужно учиться соизмерять свои желания с конечным результатом, анализировать их. Задумайтесь, действительно ли необходима вам эта покупка? Если да, есть ли варианты потратить на нее меньше средств (скидки, распродажи)? Давно доказано, что легче сэкономить деньги, чем их заработать.
Простые способы экономии расходов:
- Квартплата (возможность получения субсидий). - Транспорт (покупка проездных, оптимизация маршрутов, получение скидок на бензин, оплата транспортных расходов работодателем). - Интернет, мобильная связь (поиск дешевых тарифов, использование Skype). - Питание (замещение дорогих продуктов дешевыми, отказ от полуфабрикатов в пользу домашней еды, покупки по скидкам). - Одежда, обувь (покупка в конце сезона со скидками). - Налоги (получение льгот). - Отдых, развлечения (поездки в «несезон», поиск бесплатных развлечений). - Книги, журналы (использование библиотек и интернета). Выберите для себя 2–3 приемлемых метода и сконцентрируйтесь на них. Этого часто бывает достаточно, чтобы сэкономить до 20% ваших средств.
Дети и деньги – понятия несовместимые?
- Программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения» нацелена на работу с населением от 15 лет и старше. Это студенты, работающие, безработные граждане, предприниматели, пенсионеры. Но уже сейчас она внедряется в школах, начиная со второго класса. В нашей стране не принято говорить о деньгах с детьми. И напрасно. Чем раньше они получат эти знания, тем легче им будет справляться с финансовыми трудностями в дальнейшем, принимать взвешенные финансовые решения. Деньги – не закрытая тема. Рано или поздно дети с ней столкнутся. И чем раньше люди, которым они доверяют, донесут до них правильную информацию, тем лучше. Молодые люди не всегда соизмеряют ценность того, что они получают. Например, за одни и те же деньги можно купить новый телефон или оплатить год обучения. Согласитесь, неравноценные траты: очередной телефон – игрушка, образование – инвестиция в будущее. Поэтому надо ребенка с малых лет учить расставлять приоритеты, постепенно подводить к тому, что каждая копейка – либо инвестиция, либо затрата. Вести душещипательные беседы, «грузить» цифрами – бессмысленно. Объясняйте на конкретных житейских примерах: бюджет семьи ограничен, если ты выбираешь одно, должен отказаться от другого. Если ты копишь деньги на что-то и не тратишь их по мелочам, заветная цель будет достигнута быстрее. И наоборот, совершаешь мелкие траты – более крупная покупка отодвигается. Если ребенок прислушивается к совету, терпеливо копит деньги и в итоге получает то, к чему стремился, у него формируется правильный механизм взаимодействия с финансами.
Нужны ли ребенку «карманные деньги»?
- Уверен, что нужны. С четырех-пяти лет можно уже экспериментировать. Конечно, суммы должны быть небольшие. Также важно соотносить с тем, на что они предусмотрены. Не просто давать деньги, чтобы ребенок тратил их по своему усмотрению, а обсуждать с ним цели, приоритеты. Постепенно у него будет складываться определенный стереотип, алгоритм действий, который пригодится в дальнейшем.
|