«Инновации в образовании: опыт реализации и перспективы»
В районе состоялась научно-педагогическая конференция работников образования. Она была организована в рамках реализации государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2014-2020 гг.», одна из целей которой - обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития общества. В работе конференции приняли участие глава района С.Балухин, председатель районного профсоюза работников образования Г. Денисова, ветераны педагогического труда, директора и учителя школ района – всего около двухсот человек. В течение нескольких часов педагоги работали по секциям, обмениваясь опытом с коллегами. Мы предоставили сегодня слово тем, чьи проекты и разработки были высоко оценены членами жюри.
Главное – качество и доступность образования
А. Грылёва, председатель комитета по образованию и делам молодёжи администрации района:
- В крае на финансирование социальной сферы в 2017 году было направлено около 70% средств краевого бюджета, из них более трети - на образование. В районе из средств местного бюджета на социальную сферу было направлено 74%, при этом самая большая статья расходов на образование - 86%.
Важно, что происходит не только увеличение финансирования, но и заметные содержательные сдвиги в обеспечении качества образования. Растёт доля учеников, охваченных профильным образованием; изданы учебные пособия и открыты электронные библиотеки. В школах успешно развиваются информационно-образовательная среда, материально-техническая база, активно используются электронные ресурсы. По новым стандартам обучаются все нуждающиеся дети с ограниченными возможностями здоровья. Сохранены меры социальной поддержки работников образования, льготное питание обучающихся, поддержка одарённых детей и молодёжи. В нашем районе выплачиваются муниципальные «подъёмные» молодым учителям в размере 25 тыс. рублей, стипендия студентам 1 курса, обучающимся по целевым направлениям. И эта работа по расширению мер социальной поддержки для молодых специалистов будет продолжена.
В 2017 году на средства из краевого бюджета приобретены два автобуса для школ нашего района. Проведён частичный ремонт кровли в школах № 2,3, ремонт крыльца в ананьевской школе, ремонт системы отопления в воздвиженской, константиновской, орловской школах – это уже из средств местного бюджета.
На создание условий для односменного режима обучения выделены средства школам № 1,2, 5. Напомню, что все ученики теперь обучаются в одну смену. Каждая школа старается правильно спланировать рабочий день ученика: индивидуальная работа, занятия творчеством, спортом, экспериментальной и научной деятельностью.
Новая инициатива Президента – программа по созданию ясельных групп. К 2021 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет должна составить 100%. Эта задача является продолжением проводимой на протяжении нескольких лет в крае и районе работы по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах.
Ребята, давайте жить дружно!
Л. Шетова, старший воспитатель детсада «Радуга»: «Доступность любой информации сегодня приводит к тому, что дети становятся свидетелями всего, что происходит вокруг, впитывают не только хорошее, но и плохое, что может привести к необратимым последствиям в будущем.»
Любовь Александровна рассказала, как в детсаду организуется работа по формированию дружеских отношений между детьми, укреплению психологического здоровья, повышению жизнестойкости. Если в детском коллективе ребёнок чувствует себя уверенно и спокойно, может рассчитывать на поддержку взрослого, сверстников, то создаётся благоприятная психологическая обстановка.
Мы отмечаем, что не у всех наших детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно. Это проявляется во внутренних переживаниях, нарушениях в поведении. Был разработан проект, целью которого стало формирование жизнестойкости, профилактика и коррекция негативных проблем развития, обогащение социального опыта, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Психолог проводит тренинги, руководитель физического воспитания - спортивные игры, экскурсии; воспитатели организуют центры творческих и сюжетно-ролевых игр, обсуждают проблемные ситуации. Привлечены и родители: собрания, консультации, конкурсы творческих работ. Воспитание целеустремлённости, уверенности в своих силах у детей с речевыми нарушениями, ограниченными возможностями здоровья происходит на занятиях кружка «Логоритмика», организованного музыкальным руководителем и учителем-логопедом. У планомерной, систематической работы есть положительный результат.
Лучший друг – телевизор?
Т. Березенко, воспитатель детсада «Радуга»: «Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться. Я поставила трудную, но разрешимую задачу: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.»
Татьяна Александровна разработала систему игр, направленных на сближение детей друг с другом, развитие эмоциональной сферы, формирование целостного представления о собственном «я» и отработку коммуникативных навыков. Работа планомерно велась в течение года. Как результат, коммуникативные трудности, свойственные детям с тяжёлыми нарушениями речи, практически исчезли. Этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность, выпускники группы практически все легко адаптировались к школе.
С 3D ручкой справлюсь сам
С. Довбня, учитель начальных классов школы № 1: «Гаджет, которому суждено навсегда изменить представление о том, что такое рисование, ведь теперь вы можете рисовать не на бумаге, а в пространстве!»
Светлана Александровна рассказала о том, какими захватывающе интересными могут быть уроки геометрии с 3D ручкой. Она умеет рисовать в воздухе! Конечно, 3D принтер, которым сегодня никого не удивишь, способен создавать очень сложные фигуры, но ручка для трёхмерной печати имеет ряд преимуществ. Она лёгкая, удобная для ребёнка. В его руках оказывается мощный инструмент, развивающий абстрактное мышление.
Любые фантазии можно превратить в реальность, нарисовав их самому! Практиковаться в рисовании и экспериментировать в создании художественных шедевров, а ещё решить множество проблем бытового характера.
Как может помочь 3D ручка на уроках математики? С её помощью ребята создают модели геометрических фигур и используют их при решении задач по наглядной геометрии. Создают двух- и трёхмерные модели. Например, модель пирамиды может пригодиться на уроках истории, ИЗО, технологии.
Новейшие технологии в школе
К. Ненашева, учитель информатики школы № 1: «Применение проектной и исследовательской деятельности, по меркам современных образовательных стандартов, является неотъемлемой частью обучения, а использование облачных сервисов и сопутствующих веб‐приложений позволяет в полной мере реализовать подобный подход для повышения эффективности обучения.»
Ксения Сергеевна рассказала о том, как активно современные информационные технологии влияют на формы и содержание образования, позволяют заинтересовать учеников. Есть удобные инструменты, которые помогают учителям создавать и проводить интерактивные уроки, делиться контентом с учениками, использующими различные устройства. Облачные сервисы хороши для организации работы проблемных групп, совместной работы педагога и учеников над документами, дистанционного взаимодействия.
Деньги счет любят
Л. Номеровская, учитель начальных классов школы № 1: «Занятия по финансовой грамотности учат детей, что деньги нужно зарабатывать и уметь тратить так, чтобы они принесли максимальную пользу, а не сиюминутное удовлетворение.» Лариса Николаевна поделилась с коллегами опытом реализации разработанного ею внеурочного курса «Финансовая грамотность в начальной школе».
- Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные привычки, - считает педагог. - Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления. Это поможет избежать многих ошибок в дальнейшем, заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В школе № 1 в этом учебном году введён курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 2-4 классов. После недавнего тестирования можно с уверенностью сказать, что 64% учащихся - на высоком уровне изучения финансовых знаний, 36% имеют средний уровень. Ребята знают, что такое деньги, каковы их функции, на что тратятся деньги в семье, как ими управлять. Очень помогают и родители: вместе с детьми планируют семейный бюджет, помогают в организации проектной деятельности, участвуют в мероприятиях.
|